?

Log in

No account? Create an account
Выходной в сказочной стране? Легко! 😄

В волшебной избушке ۩۩♥ Санкт-Петербургского Музея Кукол ۩۩♥

🌻18 ноября в 16-00 состоится
тематическое занятие по русским народным сказкам! 🌻

Нас ждет:
Экскурсия по тематическим залам, интерактивное рассказывание сказки с воссозданием старинной атмосферы, разыгрывание народной сказки, мастер-класс с созданием сказочного персонажа Бабы Яги.
Стоимость участия 500 рублей
Запись по тел 327-72-24 или в теме https://vk.com/topic-137988737_38083396

Наш адрес: Камская ул., д.8

Транспорт:
От м. Василеостровская, маршрутка К-249а
От м. Приморская: автобус №42, маршрутка К-186
От м. Спортивная -2 - транспорт, идущий по Малому проспекту В.О,
14-15 линии, и далее в сторону наб. речки Смоленки 5 мин пешком)
Ждем в гости!😊
Есть в нашем городе волшебное место, не похожее ни на какое другое в мире, это сказочный дом в цветущем саду на Васильевском острове, населенный игрушечными людьми - речь идет о «Петербургском музее кукол». Впервые человечки заселились сюда в недалеком 1998 году, и им так тут понравилось, что они рассказали о своей радости другим куклам, с тех пор в музей непрестанно приезжают новые жильцы, иногда бездомные и брошенные, а порой богатые и гордые, одинокие и даже целыми семьями.
Куклы проживают здесь необыкновенные и удивительно разнообразные, все они со своей неповторимой историей, грустной или веселой, загадочной и красивой. Дружно и гармонично соседствуют в разных комнатах и ярких витринах среди декораций старинные европейские барышни и антикварные игрушки, советские пупсы и блокадные мишки, славянские обереги и даже идолы, театральные марионетки и самоуверенные интерьерные фигуры. Почти пять тысяч глаз глядят на посетителей и друг на друга, и еще около 300 сотен затаилось в фондах в ожидании новых выставочных событий. Они хотят поведать вам о своих приключениях и создателях, о доброте и мечтах, вложенных в душу каждой, и обязательно о нарядах и украшениях, ведь, согласитесь, куклы редко бывают раздетыми.
Но нам не хватит и целой книги, чтоб рассказать обо всех и никого не обидеть, ничто не забыть и старательно вспомнить как можно больше важнейших подробностей и деталей. Поэтому тайны Петербургского музея кукол и его не простых обитателей, с вашего позволения, дорогие читатели, мы будем открывать постепенно, сохраняя интригу и сказочность.
Долго между собой спорили куклы, решая, с чего пойдет повествование, кто из них достоин первого упоминания? И, несомненно, будет справедливо, представить сейчас тех героев, без появления которых, возможно, не родилась бы вдохновенная идея создания музея, и не писали бы мы сейчас этих строк. Началось все примерно 25 лет назад, когда художнику и педагогу, а ныне хозяйке и руководителю музея, Галине Николаевне Варенюк и ее друзьям пришла в голову мысль открыть мастерскую сувенирных кукол «Потешный промысел». Так называемые потешки, с фарфоровыми головами и ручками, быстро обрели популярность на Родине и за рубежом, и именно они положили начало коллекционированию всевозможных игрушек и объединению их под одной крышей в доме № 8 на Камской улице.
Потешек, многоликих и красочных, одетых в костюмы различных народов, эпох и военных чинов, литературных сюжетов, придумано петербургскими авторами уже более 2000 – это статуэтки, высотой примерно 27 см, в относительно стилизованных нарядах, но с учетом основополагающих традиций внешнего облика представителя той или иной местности, времени или регламентов униформы. Да и может разве маленькая сувенирная куколка повторять целиком одежду взрослого человека, и есть ли в этом разумение? Ведь предназначение ее – сохранить в себе главное, отразить неповторимое и самое важное, характерное для региона, донести информацию до современного искушенного зрителя. И хороший художник знает, чрезмерное увлечение мелкими деталями может нарушить целостность композиции, поэтому костюмчики не имеют настоящих пуговиц и, вообще, с фигурок не снимаются, ручная вышивка имитируется тесьмой, а крой не похож на первоисточник. Технология создания таких изделий очень напоминает работу театральных мастеров, они словно волшебники, колдуют над неподатливыми и фабричными материалами, конструкциями и лекалами, создавая наряды прошлого так, что их не отличить порой от настоящих. Но мало кто догадывается, что сценические костюмы только внешне повторяют историю, на самом деле они являются ее интерпретацией, отличаясь не только способом изготовления, но и составом, и чертежами, и, самое главное, смыслом*.
Давайте начнем наш рассказ с Петербурга, с которого вся эта кукольная сказка зачиналась, а потом отправимся в Москву и углубимся в провинцию, и соседние страны, и нам ничто не мешает прогуляться в последствии по всему миру. Город наш необычный, вы знаете, он будто оторван от всей России, примыкая к европейским границам, с самого своего целеустремленного основания он примерял на себя искусство и моду Запада, будучи российской столицей, а ныне культурным центром страны. Он ассоциируется у нас не с крестьянским бытом, а городским, не русским сарафаном, а светскими платьями, не деревянными игрушками, а фарфоровыми куклами. И Петербург, пожалуй, один из самых многонациональных и поликонфессиональных городов России, его населяют около 150 этносов, большинство из них, непременно, русские и другие восточные славяне (украинцы, белорусы). Однако, мы знаем, что до строительства дворцовой роскоши на Неве, на Северо-Западе Руси, а ныне в Ленинградской области, издавна проживали и тесно взаимодействовали друг с другом не только русские (ильменские и новгородские славяне), но и малочисленные коренные финно-угорские народы: вепсы, водь, карелы, ижора, все они имели собственные обряды, самобытные наряды и ремесленные увлечения, несмотря на общность православной религии. Кроме того, этнографы сообщают о массовом заселении территории финнами в XVII веке. Это был период столетнего господства шведов, изгнанных Петром I в результате Северной войны, надо сказать, порядком разоривших земли и вынудивших аборигенов перемещаться и эмигрировать**. В XVIII веке в западные окрестности города принудительно переселяются крепостные из южных губерний России, также основываются колонии немцев под Ямбургом (ныне Кингисеппом), в конце XIX обосновываются, кроме того, и эстонские семьи.
Рассмотрим повнимательней коренных жителей территории современного Петербурга и Ленинградской области, прибалтийско-финское население, их осталось совсем мало***, многие ассимилировали, смешавшись с преобладающими в регионе народами (русскими, финнами). И помогут нам в этом, как раз, куклы «Потешного промысла». Вепсы, или «чудь», карелы проживают в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, водь и ижора на южном берегу Финского залива, чьи земли некогда назывались Ингерманландией****. Специально для Дома Дружбы Лениградской области с целью проведения образовательно-выставочных мероприятий в 2016 году «Потешный промысел» изготовил коллекцию кукол в традиционных костюмах различных народов, населяющих наш регион, в это число, несомненно, вошли карелы, вепсы, водь и ижора. Серия была составлена по принципу – с каждого этноса по паре взрослых представителей: мужского и женского пола в нарядах-образах, узнаваемых и понятных. Мастера предприятия в первую очередь обратили внимание на праздничную одежду, как наиболее привлекательную и выразительную. Национальный костюм неразрывно связан с бытом, ремеслом и мировоззением владельцев, традиции его создания и ношения передавались веками из поколения в поколение, являясь неким кодом культуры, одной из основополагающих частей сложившегося менталитета. Тесный контакт данных этносов между собой, а также общие климатические условия жизнедеятельности определяют единые характерные черты нарядов, особенно выраженные в выборе материалов для изготовления одежды – лен, шерсть, кожа, металл. Водь и ижору Российский этнографический музей назвал «людьми моря», активно занимающимися судостроением, торговлей и рыболовством в Балтийском море и реках, в него впадающих. А карелов и вепсов - «людьми леса», ведь рассчитывать только на земледельческий труд в суровом климате Северо-Запада не приходилось, поэтому люди разводили скот, охотились, собирали ягоды и грибы, а главное, заготовляли лес, поставляя его в Петербург, мастерили мебель, всякую домашнюю утварь, посуду и возводили деревянные церкви*****. Конечно, названия эти носят условный собирательный характер.
Этнографы отмечают единообразие мужской одежды, в сравнении с женской, представляющей наибольший интерес у историков, имеющей специфические отличия не только по регионам, но и по отдельным деревням******. Мужской костюм не отличался от русского уже в XVIII веке, представлял собой льняную рубаху и холщевые или суконные штаны. Обувь в западных землях, как правило, была кожаная (тюлень, корова, свинья) в виде прямоугольника, крепившегося к ноге завязками, надевалась поверх обмоток. А на востоке чаще носили лапти. Повсеместно были популярны и ценны сапоги.
ВОДЬ, наиболее древний народ области и сегодня самый малочисленный, даже исчезающий, представлен «Потешным промыслом» в образе незамужней девушки-вожанки, одетой в белую полотняную одежду (туника, рукавник без боковых швов и двойной передник) с красным суконным нагрудником. Круглая шапочка на кукле, украшенная металлическими пластинками говорит о том, что перед нами девушка, достигшая брачного возраста. Костюмы вожанок в зависимости от возраста разделялись на несколько видов: 1) одежда девочек; 2) девушек брачного возраста; 3) только что вышедших замуж - молодух без детей; 4) замужних женщин старшего возраста; 5) старух. Совсем юные ходили с распущенными волосами, а девушки брачного возраста носили косу и шапочку, расшитую, как ни странно, ракушками каури из Индийского океана, а также металлическими бляшками, бисером. При выходе замуж волосы отрезались, а поверх головы надевался башнеобразный колпак белого цвета, завязанный шелковым платком. С возрастом белый колпак заменялся красным. Старухи, как и незамужние, носили белые одежды, но без передника, а замужние отличались от всех особой нарядностью, синим суконным сарафаном прямого покроя, дополнительным шерстяным передником снизу и богатыми вышивками. Вожанки к праздничному костюму обязательно надевали несколько красивых поясов и множество шейных украшений*******.
Водский мужчина был похож на русского по сведениям XVIII века, известно, что носил зимой шубы, летом — льняные, а осенью — суконные кафтаны. Более ранние источники об одежде води не сохранились, думается, она имела собственные оригинальные черты. В будни вожанин надевал холщовую белую туникообразную рубаху с прямым разрезом ворота посередине груди или с косым разрезом слева. Рубаха была длинной и иногда достигала колен, ее могли украшать геометрической вышивкой по подолу, обшлагам и вороту. Издавна белый цвет одежды признавался самым «настоящим мужским», но к началу ХХ в. в водских деревнях мужчины носили и рубахи из покупных тканей и пестряди. Парни и молодые вожане подпоясывали рубаху поясом: в будни — красным и тонким, как тесьма, сплетенным на дощечках, по праздникам — льняным, шириной до 35 см, где на концах вышивались традиционные узоры «бабы», «кони» и «деревья». Старики же обычно ходили не подпоясанными.
"Потешный промысел" изобразил водского мужчину в праздничном одеянии: белой рубахе, отделанной по низу и рукавам красной тесьмой, имитирующей вышивку, с широким белым поясом, вышитым на концах, темных суконных штанах и коричневых кожаных сапогах. На голове у куклы войлочная шляпа с полями. На рисунках показаны наброски-размышления художника перед тем, как создать куклу. Читателям, наверное, будет интересно взглянуть на технический паспорт и спецификацию готовой куклы – такие документы прикладываются к каждому промышленному образцу предприятия, именно ими руководствуются рукодельницы в дальнейшем, тиражируя модели. К каждому такому паспорту, несомненно, прикрепляются необходимые лекала и рекомендации. Еще раз заметим, что крой кукольной одежды сильно отличается от конструкции настоящего костюма, который в готовом виде внешне очень похож на оригинал.
* Васильева Е. А. Своеобразие костюма сувенирных кукол «Потешного промысла». // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XIX-ой междунар. науч. конф. / Под ред. Н. М. Калашниковой. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2016. С. 215-221.
** Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы. / Науч. ред. И. И. Шангина. СПб: Искусство-СПБ, 2002. 872 с.
*** По данным переписи населения 2010 года в Ленинградской области проживает 1380 вепсов, 169 ижор, 33 води и 1345 карел.
**** Название укрепилось в XVII веке во времена шведского владычества, так называли Ижорскую землю на Южном берегу Финского залива, южную часть Карельского перешейка и территорию.
***** Российский этнографический музей. Путеводитель. СПб: Славия. 2009. С. 52-71.
****** Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года: каталог выставки. – СПб.: Славия. 2008. С. 38.
******* Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 208-219.
Продолжение следует...
Дополнительную информацию о водском костюме можно посмотреть также в публикациях этнографа Коньковой О. И.

Водский женский костюм на выставке, которая проходила в сентябре 2016 в крепости Нарвы. Реконструкция.


Девичий водский головной убор, укаршенный ракушками каури.

Молодуха в полном уборе. Водь. Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 214.

Головной убор замужней вожанки. Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 216.


Сувенирные фарфоровые куклы в традиционных костюмах води. Производство «Потешный промысел», Санкт-Петербург, скульптор Н. П. Зиновьев, художник А. В. Потемкина, А. Б. Заикина.


Лекала для изготовления куклы в женском костюме води.
«Потешный промысел» Санкт-Петербург, художник А. В. Потемкина.

Технический паспорт и Спецификация для изготовления куклы в женском костюме води. «Потешный промысел», художник А. В. Потемкина.
Наброски-размышления к кукольному костюму води. «Потешный промысел» Санкт-Петербург, А. В. Потемкина.
Васильева Екатерина
В нашем музее 20 сентября был день, посвященный экологии.
наверное, в такое непростое время не стоит много говорить о том, зачем нужна экология, ведь нам всем нужно беречь нашу планету, начиная со своего собственного мирка, мира вокруг нас.
Из мероприятий:
Дефиле дам в костюмах, сделанных из мусора (а на первый взгляд и не скажешь). Костюмы подготовлены студией при СПбГАТИ

Мастер классы кукол из природно-чистых материалов:
Read more...Collapse )

Идолы - первые куклы.

Наверное самая первая кукла, созданная человеком - это...идол. Ведь первые куклы имели именно ритуальное значение. Стихии, которые окружали человека, заключались в образ, становились каким-то божеством. Идолы появлялись по всему миру у совершенно разных культур, но это был один из первых актов творчества, воплощения реальности через призму восприятия, да ещё какого восприятия...самого что ни на есть мистического.
Когда мы делаем из чего-то куклу, может создастся впечатление, что теперь можно ту силу, тот образ, который мы воплотили, как себе подчинить, то есть в случае с идолами - воздействовать на природу, ведь вот оно, воплощение матери сырой земли, или солнца небесного...и так далее.
Авторские идолы из коллекции нашего музея:

26 Сентября, суббота
Спектакль "Биба. Про Сашу Блока"

Театр "Без занавеса"
Начало в 13:00

Детский кукольный спектакль "Биба. Про Сашу Блока" - это трогательная история об одном дне поэта Александра Блока. Маленький Саша на весь день оставлен с няней. Он ссорится и мирится с ней, играет и сочиняет первые стихи, и очень ждет маму. Мы видим, как оживают его фантазии, а когда к нему в гости приходит Пьеро, начинаются настоящие чудеса...

Режиссер - Юлия Морева

Стоимость билета: 800 руб. - семейный (1 взрослый, 1 ребенок), 500 руб. - одиночный.

Спектакль для детей от 5 до 11 лет и их родителей.
Продолжительность спектакля 45 минут

Запись по телефону 327-72-24
У нас есть программы не только для маленьких деток!
Всё-таки кукла во многом связана и со взрослым миром.
Один из наших залов, посвященный культуре Древней Руси оживёт специально для Вас.

Музей кукол устраивает вечерочные посиделки с гаданиями, песнями, сказками и играми. А ещё у нас вкусный чай, мурлыкающие коты и старинные песни
У Нас будут Вечерки!

Вечерки будут проходить по воскресеньям
в 16-00
Цикл состоит из пяти вечеров:

1. вечерочные посиделки, традиционное пение, создание атмосферы. небольшая экскурсия по залу.(27 сентября)
2. гадания(4 октября)
3. заговоры, обрядовая магия(11 октября)
4. традиционные игры(18 октября)
5. мастер-класс по правильному изготовлению обрядовой куклы.(25 октября)

Обращаем ваше внимание!!! сначала нужно заранее сообщить, что вы придете, что нам иметь представление о количестве участников. Это можно сделать позвонив по телефону музея 327-72-24 или личным сообщением организатору Марии Исеевой http://vk.com/kogarasi_ri

Кажется, некоторые куклы нашего музея стоят где-то в сторонке, их проходят стороной, однако они достойны внимания. Это Федька-королёк, он сын короля одного захудалого королевства.
По совету знахарки королиха (супруга короля) зачала после ухи, а заодно и повариха тоже зачала.
У королихи родился заморыш-королёк, а у поварихи – два богатыря. Заморыш бездельник, коротышка да ябедник, а братцы его все в трудах, зато лицом кровь с молоком. Пришло время жениться. Отец-король подобрал невесту из ближнего королевства – богатырку Ненилу (Федька толстых любил). Вот Федьку и снарядили: к новым туфлям набили каблуки по 4 вершка (вершок – 4,4 см., т.е. 17,76 см.), а у Данилы каблуки обрез били. Под сюртук Федьке наложили ватные плечи – аполеты, и у живота для самовнушения. Да в услужение отправили двух братьев….А дальше сплошной хохот до конца сказки, что за забавный образ. По кукле важный, типа король, а на деле смешон! Как же не просто воплотить это через куклу...
Не секрет, что та область жизни, которая связана с куклами, овеяна мистикой. Наш же музей - отчасти этому подтверждение. Кукла - похожа на человека, на животное, на реальный мир, но она совершенно другая. Когда смотришь на авторских кукол, складывается ощущение, будто между человеком и миром поставили призму, которая искажает восприятие. Кукла - это символ того или иного явления, ведь символ - это упрощенная и ярко выраженная форма. Кукла - это, несомненно, вид творчества, наравне с живописью, скульптурой. Однако, в отличие от изображения на картине, куклу можно потрогать; в отличие от скульптуры, которая стоит неподвижно, в куклу можно играть, заставить её двигаться. Отсюда, наверное, её магия, ведь это творчество, которое оживает.

Изначально куклы были связаны с магией напрямую, непосредственно, через них влияли на мир. Это умели делать все, но во времена языческих верований всё вокруг было пронизано волшебством.

Сегодня понимают волшебство куклы лишь те, чья жизнь тесно с куклами связана. Это кукольники, кукловоды театра. Все они словно живут в своём особом мире, создавая для нас свои удивительные образы.

А волшебником сегодня быть так не просто....

("Русалка")
("Чукотские сказки")
Кто из нас в детстве не любил покопаться в бабушкином сундуке? Целый волшебный мир таил в себе этот, казалось бы, ничем не примечательный предмет мебели. Платья, головные уборы, украшения и аксессуары, таящиеся на дне сундука, хранят воспоминания о давно ушедших временах.
BXXdaKUOM5w (1) n2kWzSc301w
Read more...Collapse )

Profile

museum_dolls
Петербургский музей кукол
Петербургский музей кукол

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Syndicate

RSS Atom
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner