?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В этот понедельник ( 23 апреля) в музее состоялось открытие новой временной выставки "Клоун Белый-Клоун Рыжий". Разместилась она в большом зале нашего крохотного музея. Выставка получилась очень "насыщенная" и даже немного интерактивная за счет кривых зеркал и смешных париков,которые могут примерить посетители. В одном помещении собралось более 1000 клоунов, среди которых не только куклы, игрушки, фигурки,  но и различные предметы быта.  Экспозиция состоит из трех коллекций: двух частных и коллекции музея. Одна частная коллекция попала в Музей кукол по наследству... Много лет назад жительница Петербурга Галина Арбузова узнала о своей страшной болезни. Почему-то единственное утешение она нашла в коллекционировании добрых веселых клоунов, которые скрашивали женщине последние дни жизни. Вся комната Галины была увешана клоунами. Теперь коллекция живет в нашем музее. Другая коллекция, современная, в которой можно увидеть даже клоунов из детского мира. Коллекция же музея включает  авторскую куклу и даже необычных довоенных клоунов. (Кстати, вот сюжет с открытия)

Но это о нас. А ведь стоит только задуматься, насколько неоднозначен образ клоуна. Для кого-то это символ беззаботного детства, неуклюжий и грубоватый весельчак в рыжем парике, а для кого-то страшная фобия, навязанная кинематографом и страшилками. Сегодня мы погрузимся не в психологические проблемы, а постараемся разобраться, откуда появился клоун, почему Рыжий постепенно вытеснил Белого и какими клоуны в принципе бывают?..




КЛОУН (английское clown, от латинского colonus - деревенщина, грубиян).

В Западной Европе отдалёнными предшественниками клоунов были античные мимы (5 в. до н. э.— конец 7 в.), более поздними — персонажи итальянской комедии дель арте (середина 16— начало 18 вв.), шуты в пьесах Шекспира и других драматургов, паяцы старинных площадных и балаганных представлений (17 —18 вв.). В России — скоморохи, позднее — участники балаганных представлений. В период зарождения и становления циркового искусства, когда цирк был в основном конным, наездники, конные акробаты, дрессировщики лошадей, пародируя номера верховой езды, разыгрывали небольшие конные пантомимы на комические сюжеты. Самостоятельное цирковое амплуа клоуна сложилось в 1-й четверти 19 века. Первым выдающимся клоуном, прямым предшественником ковёрного клоуна, был Ж.Б. Ориоль (1834, Олимпийский цирк-театр). Этапным событием в истории цирка стало рождение клоунской маски Августа (70-е годы 19 в.), в России — Рыжего. Оно привело к возникновению разговорного комического антре в форме буффонадной клоунады — дуэта, изредка — трио клоунов-буфф (Белый и Рыжий, Белый и два Рыжих ).  

Рыжий — амплуа клоуна, в клоунском дуэте партнёр Белого, В русском дореволюционном цирке выступал также соло. Название «Рыжий» утвердилось в конце 19 века, вытеснив прежнее — «Иван-кирпич». Происхождение его связано с вошедшим в моду у комиков париком рыжего цвета. Существует большое разнообразие масок Рыжего. Как правило, у Рыжего преобладает какая-либо определённая черта характера: флегматик, неуёмный проказник, по-детски наивный и непосредственный, хитрец  и др. У каждого Рыжего свои излюбленные комические приёмы и выразительные средства, но все прибегают к гротеску. В начале 20 века для Рыжего стал обычен грим ярких, «кричащих» тонов, часто с элементами трюка: светящиеся носы, парики с поднимающимися волосами и др. В советском цирке с середины 40-х годов 20 века Рыжие стали отходить от резкой утрировки своего облика и выступать в реалистических бытовых костюмах и гриме. Возникновение амплуа Рыжего и его эволюция во многом сходны с зарождением амплуа и эволюцией Августа.

Белый клоун –партнёр Рыжего (в зарубежном цирке – партнёр Августа). До 1880 Белый выступал главным образом один, как разговаривающий комичный наездник, комичный акробат, пародист, дрессировщик, заполнял паузы в конных номерах. В этот период Белый нёс в цирковом представлении основную комедийную нагрузку.

У артиста были подчёркнуто комический костюм и грим: короткие до колен панталоны, сшитые вместе с курткой, украшенной аппликациями – бабочками, рыбами, звёздами или яркими полосами; артист белил лицо, чернил нос, подрисовывал утрированные брови и рот. Заметное влияние на формирование образа Белого оказали персонаж итальянской комедии «Дель арте Педролино» и особенно герой ярмарочного театра Пьеро. Первоначально Белый олицетворял образ крестьянина-мукомола; его старинное прозвище – Жан-Фарин (французское farine – мука, Жан-Мука), отсюда и его набелённое лицо и традиционный атрибут – батон. С 80-х годов 19 в. Белый начал выступать в дуэте с Рыжим, разыгрывая сценки, комизм которых строился на столкновении контрастных характеров – недотёпы Рыжего и застенчивого насмешника Белого. Со временем заметно видоизменилась маска Белого, его сценическая манера, грим, костюм. С годами изменился образ Белого: артист стал играть умничающего резонёра, склонного к риторике, поучениям и показному благородству..

В ходе постепенной дифференциации цирковых жанров определились основные разновидности амплуа клоуна:
1) клоуны-мимы, главными выразительными средствами которых являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковым действием; сюда же могут быть отнесены и клоуны-акробаты всех разновидностей (клоуны-прыгуны, клоуны-каскадеры, клоуны-эксцентрики, клоуны в номерах партерной и воздушной гимнастики, клоуны в конных номерах), а также клоуны-пародисты.
2) клоуны разговорного жанра, в выступлениях которых главным является речь, слово (ковёрные клоуны, клоуны-сатирики, клоуны-куплетисты, реприз-клоуны, исполнители цирковых антре и другие), а также клоуны-дрессировщики.
3) музыкальные клоуны, исполняют свои номера на разнообразных, большей частью эксцентрических, музыкальных инструментах, находясь часто во время исполнения в самых необычных положениях (игра на трубе в положении копфштейн, в стойке на одной руке и другие).
4) коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка. 
5) клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л.Селяхин, А.Кисс, М.Бекетов, Ю.Куклачев) 6) Клоуны-акробаты: У.Ольшанский (Дания, 1890-е), В.Лазаренко (1930-е), В.Феррони (Италия, 1950-е)





Comments

( 7 comments — Leave a comment )
rogveles
Apr. 26th, 2012 03:47 pm (UTC)
У меня ещё от прадедушки сохранился клоун игрушечный. Он стоит на носочках как балерина на специальной подставке и держит полуобруч с двумя магнитами. чтобы сохранять равновесие. Я его даже сняла сейчас на фотоаппарат. но не знаю. как выложить фото.
berbajs
Apr. 28th, 2012 09:46 am (UTC)
Интересная статья. Спасибо.
museum_dolls
Apr. 28th, 2012 10:45 am (UTC)
Рады, что Вам интересно) Значит, не зря пишем)
museum_dolls
Jun. 11th, 2012 01:25 pm (UTC)
СпасибО!
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

museum_dolls
Петербургский музей кукол
Петербургский музей кукол

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner