?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть в нашем городе волшебное место, не похожее ни на какое другое в мире, это сказочный дом в цветущем саду на Васильевском острове, населенный игрушечными людьми - речь идет о «Петербургском музее кукол». Впервые человечки заселились сюда в недалеком 1998 году, и им так тут понравилось, что они рассказали о своей радости другим куклам, с тех пор в музей непрестанно приезжают новые жильцы, иногда бездомные и брошенные, а порой богатые и гордые, одинокие и даже целыми семьями.
Куклы проживают здесь необыкновенные и удивительно разнообразные, все они со своей неповторимой историей, грустной или веселой, загадочной и красивой. Дружно и гармонично соседствуют в разных комнатах и ярких витринах среди декораций старинные европейские барышни и антикварные игрушки, советские пупсы и блокадные мишки, славянские обереги и даже идолы, театральные марионетки и самоуверенные интерьерные фигуры. Почти пять тысяч глаз глядят на посетителей и друг на друга, и еще около 300 сотен затаилось в фондах в ожидании новых выставочных событий. Они хотят поведать вам о своих приключениях и создателях, о доброте и мечтах, вложенных в душу каждой, и обязательно о нарядах и украшениях, ведь, согласитесь, куклы редко бывают раздетыми.
Но нам не хватит и целой книги, чтоб рассказать обо всех и никого не обидеть, ничто не забыть и старательно вспомнить как можно больше важнейших подробностей и деталей. Поэтому тайны Петербургского музея кукол и его не простых обитателей, с вашего позволения, дорогие читатели, мы будем открывать постепенно, сохраняя интригу и сказочность.
Долго между собой спорили куклы, решая, с чего пойдет повествование, кто из них достоин первого упоминания? И, несомненно, будет справедливо, представить сейчас тех героев, без появления которых, возможно, не родилась бы вдохновенная идея создания музея, и не писали бы мы сейчас этих строк. Началось все примерно 25 лет назад, когда художнику и педагогу, а ныне хозяйке и руководителю музея, Галине Николаевне Варенюк и ее друзьям пришла в голову мысль открыть мастерскую сувенирных кукол «Потешный промысел». Так называемые потешки, с фарфоровыми головами и ручками, быстро обрели популярность на Родине и за рубежом, и именно они положили начало коллекционированию всевозможных игрушек и объединению их под одной крышей в доме № 8 на Камской улице.
Потешек, многоликих и красочных, одетых в костюмы различных народов, эпох и военных чинов, литературных сюжетов, придумано петербургскими авторами уже более 2000 – это статуэтки, высотой примерно 27 см, в относительно стилизованных нарядах, но с учетом основополагающих традиций внешнего облика представителя той или иной местности, времени или регламентов униформы. Да и может разве маленькая сувенирная куколка повторять целиком одежду взрослого человека, и есть ли в этом разумение? Ведь предназначение ее – сохранить в себе главное, отразить неповторимое и самое важное, характерное для региона, донести информацию до современного искушенного зрителя. И хороший художник знает, чрезмерное увлечение мелкими деталями может нарушить целостность композиции, поэтому костюмчики не имеют настоящих пуговиц и, вообще, с фигурок не снимаются, ручная вышивка имитируется тесьмой, а крой не похож на первоисточник. Технология создания таких изделий очень напоминает работу театральных мастеров, они словно волшебники, колдуют над неподатливыми и фабричными материалами, конструкциями и лекалами, создавая наряды прошлого так, что их не отличить порой от настоящих. Но мало кто догадывается, что сценические костюмы только внешне повторяют историю, на самом деле они являются ее интерпретацией, отличаясь не только способом изготовления, но и составом, и чертежами, и, самое главное, смыслом*.
Давайте начнем наш рассказ с Петербурга, с которого вся эта кукольная сказка зачиналась, а потом отправимся в Москву и углубимся в провинцию, и соседние страны, и нам ничто не мешает прогуляться в последствии по всему миру. Город наш необычный, вы знаете, он будто оторван от всей России, примыкая к европейским границам, с самого своего целеустремленного основания он примерял на себя искусство и моду Запада, будучи российской столицей, а ныне культурным центром страны. Он ассоциируется у нас не с крестьянским бытом, а городским, не русским сарафаном, а светскими платьями, не деревянными игрушками, а фарфоровыми куклами. И Петербург, пожалуй, один из самых многонациональных и поликонфессиональных городов России, его населяют около 150 этносов, большинство из них, непременно, русские и другие восточные славяне (украинцы, белорусы). Однако, мы знаем, что до строительства дворцовой роскоши на Неве, на Северо-Западе Руси, а ныне в Ленинградской области, издавна проживали и тесно взаимодействовали друг с другом не только русские (ильменские и новгородские славяне), но и малочисленные коренные финно-угорские народы: вепсы, водь, карелы, ижора, все они имели собственные обряды, самобытные наряды и ремесленные увлечения, несмотря на общность православной религии. Кроме того, этнографы сообщают о массовом заселении территории финнами в XVII веке. Это был период столетнего господства шведов, изгнанных Петром I в результате Северной войны, надо сказать, порядком разоривших земли и вынудивших аборигенов перемещаться и эмигрировать**. В XVIII веке в западные окрестности города принудительно переселяются крепостные из южных губерний России, также основываются колонии немцев под Ямбургом (ныне Кингисеппом), в конце XIX обосновываются, кроме того, и эстонские семьи.
Рассмотрим повнимательней коренных жителей территории современного Петербурга и Ленинградской области, прибалтийско-финское население, их осталось совсем мало***, многие ассимилировали, смешавшись с преобладающими в регионе народами (русскими, финнами). И помогут нам в этом, как раз, куклы «Потешного промысла». Вепсы, или «чудь», карелы проживают в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, водь и ижора на южном берегу Финского залива, чьи земли некогда назывались Ингерманландией****. Специально для Дома Дружбы Лениградской области с целью проведения образовательно-выставочных мероприятий в 2016 году «Потешный промысел» изготовил коллекцию кукол в традиционных костюмах различных народов, населяющих наш регион, в это число, несомненно, вошли карелы, вепсы, водь и ижора. Серия была составлена по принципу – с каждого этноса по паре взрослых представителей: мужского и женского пола в нарядах-образах, узнаваемых и понятных. Мастера предприятия в первую очередь обратили внимание на праздничную одежду, как наиболее привлекательную и выразительную. Национальный костюм неразрывно связан с бытом, ремеслом и мировоззением владельцев, традиции его создания и ношения передавались веками из поколения в поколение, являясь неким кодом культуры, одной из основополагающих частей сложившегося менталитета. Тесный контакт данных этносов между собой, а также общие климатические условия жизнедеятельности определяют единые характерные черты нарядов, особенно выраженные в выборе материалов для изготовления одежды – лен, шерсть, кожа, металл. Водь и ижору Российский этнографический музей назвал «людьми моря», активно занимающимися судостроением, торговлей и рыболовством в Балтийском море и реках, в него впадающих. А карелов и вепсов - «людьми леса», ведь рассчитывать только на земледельческий труд в суровом климате Северо-Запада не приходилось, поэтому люди разводили скот, охотились, собирали ягоды и грибы, а главное, заготовляли лес, поставляя его в Петербург, мастерили мебель, всякую домашнюю утварь, посуду и возводили деревянные церкви*****. Конечно, названия эти носят условный собирательный характер.
Этнографы отмечают единообразие мужской одежды, в сравнении с женской, представляющей наибольший интерес у историков, имеющей специфические отличия не только по регионам, но и по отдельным деревням******. Мужской костюм не отличался от русского уже в XVIII веке, представлял собой льняную рубаху и холщевые или суконные штаны. Обувь в западных землях, как правило, была кожаная (тюлень, корова, свинья) в виде прямоугольника, крепившегося к ноге завязками, надевалась поверх обмоток. А на востоке чаще носили лапти. Повсеместно были популярны и ценны сапоги.
ВОДЬ, наиболее древний народ области и сегодня самый малочисленный, даже исчезающий, представлен «Потешным промыслом» в образе незамужней девушки-вожанки, одетой в белую полотняную одежду (туника, рукавник без боковых швов и двойной передник) с красным суконным нагрудником. Круглая шапочка на кукле, украшенная металлическими пластинками говорит о том, что перед нами девушка, достигшая брачного возраста. Костюмы вожанок в зависимости от возраста разделялись на несколько видов: 1) одежда девочек; 2) девушек брачного возраста; 3) только что вышедших замуж - молодух без детей; 4) замужних женщин старшего возраста; 5) старух. Совсем юные ходили с распущенными волосами, а девушки брачного возраста носили косу и шапочку, расшитую, как ни странно, ракушками каури из Индийского океана, а также металлическими бляшками, бисером. При выходе замуж волосы отрезались, а поверх головы надевался башнеобразный колпак белого цвета, завязанный шелковым платком. С возрастом белый колпак заменялся красным. Старухи, как и незамужние, носили белые одежды, но без передника, а замужние отличались от всех особой нарядностью, синим суконным сарафаном прямого покроя, дополнительным шерстяным передником снизу и богатыми вышивками. Вожанки к праздничному костюму обязательно надевали несколько красивых поясов и множество шейных украшений*******.
Водский мужчина был похож на русского по сведениям XVIII века, известно, что носил зимой шубы, летом — льняные, а осенью — суконные кафтаны. Более ранние источники об одежде води не сохранились, думается, она имела собственные оригинальные черты. В будни вожанин надевал холщовую белую туникообразную рубаху с прямым разрезом ворота посередине груди или с косым разрезом слева. Рубаха была длинной и иногда достигала колен, ее могли украшать геометрической вышивкой по подолу, обшлагам и вороту. Издавна белый цвет одежды признавался самым «настоящим мужским», но к началу ХХ в. в водских деревнях мужчины носили и рубахи из покупных тканей и пестряди. Парни и молодые вожане подпоясывали рубаху поясом: в будни — красным и тонким, как тесьма, сплетенным на дощечках, по праздникам — льняным, шириной до 35 см, где на концах вышивались традиционные узоры «бабы», «кони» и «деревья». Старики же обычно ходили не подпоясанными.
"Потешный промысел" изобразил водского мужчину в праздничном одеянии: белой рубахе, отделанной по низу и рукавам красной тесьмой, имитирующей вышивку, с широким белым поясом, вышитым на концах, темных суконных штанах и коричневых кожаных сапогах. На голове у куклы войлочная шляпа с полями. На рисунках показаны наброски-размышления художника перед тем, как создать куклу. Читателям, наверное, будет интересно взглянуть на технический паспорт и спецификацию готовой куклы – такие документы прикладываются к каждому промышленному образцу предприятия, именно ими руководствуются рукодельницы в дальнейшем, тиражируя модели. К каждому такому паспорту, несомненно, прикрепляются необходимые лекала и рекомендации. Еще раз заметим, что крой кукольной одежды сильно отличается от конструкции настоящего костюма, который в готовом виде внешне очень похож на оригинал.
* Васильева Е. А. Своеобразие костюма сувенирных кукол «Потешного промысла». // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии: Материалы XIX-ой междунар. науч. конф. / Под ред. Н. М. Калашниковой. – СПб.: ФГБОУВПО «СПГУТД», 2016. С. 215-221.
** Многонациональный Петербург: История. Религия. Народы. / Науч. ред. И. И. Шангина. СПб: Искусство-СПБ, 2002. 872 с.
*** По данным переписи населения 2010 года в Ленинградской области проживает 1380 вепсов, 169 ижор, 33 води и 1345 карел.
**** Название укрепилось в XVII веке во времена шведского владычества, так называли Ижорскую землю на Южном берегу Финского залива, южную часть Карельского перешейка и территорию.
***** Российский этнографический музей. Путеводитель. СПб: Славия. 2009. С. 52-71.
****** Славяне Европы и народы России. К 140-летию первой этнографической выставки 1867 года: каталог выставки. – СПб.: Славия. 2008. С. 38.
******* Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 208-219.
Продолжение следует...
Дополнительную информацию о водском костюме можно посмотреть также в публикациях этнографа Коньковой О. И.

Водский женский костюм на выставке, которая проходила в сентябре 2016 в крепости Нарвы. Реконструкция.


Девичий водский головной убор, укаршенный ракушками каури.

Молодуха в полном уборе. Водь. Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 214.

Головной убор замужней вожанки. Шлыгина Н. В. Архаичные формы женской одежды води и ижоры. // Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986. С. 216.


Сувенирные фарфоровые куклы в традиционных костюмах води. Производство «Потешный промысел», Санкт-Петербург, скульптор Н. П. Зиновьев, художник А. В. Потемкина, А. Б. Заикина.


Лекала для изготовления куклы в женском костюме води.
«Потешный промысел» Санкт-Петербург, художник А. В. Потемкина.

Технический паспорт и Спецификация для изготовления куклы в женском костюме води. «Потешный промысел», художник А. В. Потемкина.
Наброски-размышления к кукольному костюму води. «Потешный промысел» Санкт-Петербург, А. В. Потемкина.
Васильева Екатерина

Profile

museum_dolls
Петербургский музей кукол
Петербургский музей кукол

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner